ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В рамках расширения сотрудничества с ведущими специалистами зарубежных вузов, взаимообмена опытом в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, 31 марта состоялся онлайн круглый стол, посвященный проблеме формирования универсальных компетенций студентов. В работе круглого стола приняли участие педагоги гуманитарных кафедр Филиала и головного вуза Российской Федерации.
Преподаватели кафедр «История» и «Философия и социально-политические технологии» Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина доктор исторических наук, профессор Вячеслав Викторович Калинов и доктор социологических наук, профессор Филатова Марина Николаевна, кандидат философских наук, доцент Марина Борисовна Балычева акцентировали внимание на комплексные характеристики готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Было отмечено, что «знание само по себе ценность» – база любой компетенции, ее ресурс – знания, умения, навыки.
Формирование универсальных компетенций одна из актуальных задач высшего образования. Ее содержательная сторона направлена на воспитание навыков социальных и межличностных взаимодействий, формирования Нard и Soft skills компетенций, их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности. Было предложено рассмотреть опыт взаимодействия как интегрированную характеристику универсальных компетенций студентов для включения в профессиональную среду. Представлена педагогическая модель компетентностного подхода с применением активных и интерактивных форм обучения.
Подробно обсуждены индикаторы сформированности компетенций, которые уточняют и раскрывают формулировку конкретных действий, выполняемых студентами. Названы требования к индикаторам достижения универсальных компетенций, которые обеспечивают достаточность, измеряемость, четкость формулировок, преемственность по уровням образования, их структурные элементы, различные подходы к разработке. Дана общая характеристика ряду универсальных компетенций, которые направлены на формирование способностей осуществлять поиск, критический анализ информации, применение системного подхода для решения поставленных задач (УК-1), определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2), находиться в пространстве социального взаимодействия, работать в команде (УК-3) и др.
В ходе работы круглого стола состоялся обмен мнениями, где преподаватели кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Филиала профессор Шухрат Бахранович Мухамедов, доцент Азизахон Абдуллажоновна Усманова, и.о. доцента Шоира Абдузакировна Намазова, доцент Хасанова Мавлюда Батыралиевна поделились своим опытом преподавания читаемых дисциплин, продемонстрировали современные технологии обучения, цифровой контент обеспеченности образовательной платформы.
В заключении были обозначены дальнейшие совместные планы учебно-методической работы, прозвучали рекомендации по мерам эффективного использования инновационных технологий обучения, предложения по подготовке коллективных учебников и пособий по социально-гуманитарным дисциплинам.
пресс-служба Филиала
кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»