ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

2 марта текущего года на базе кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Филиала прошел учебно-методический семинар, посвященный применению инновационных методов и приемов преподавания гуманитарных дисциплин (на примере истории Узбекистана). В работе семинара приняли участие ведущие педагоги образовательных учреждений  и специалисты научно-исследовательских центров республики: Международная исламская академия Узбекистана, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо-Улугбека, Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте, Институт истории Академии наук Республики Узбекистан, Национальный центр археологии Академии наук Республики Узбекистан, а также профессорско-преподавательский состав Филиала, педагоги подшефного академического лицея.

В ходе дискуссии состоялся широкий обмен опытом не только в гуманитарной, но и технической  сферах. Особое внимание было уделено передовым формам организации учебного процесса в вузах, специфике преподавания истории Узбекистана в технических вузах. Акцентировалось внимание на содержательный контент исторической хронологии развития начиная с древнейших времен и до современного этапа новейшей историей Узбекистана.

Прозвучали основные доклады педагогов-наставников кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины». Выступление профессора Шухрата Бахрановича Мухамедова было посвящено актуальным вопросам изучения и преподавания истории Узбекистана. Особо отмечены исторические периоды, события, архивные документы, материальные и письменные источники, которые в современном мире моделируются информационными технологиями, ориентированными на быстрое и простое изучение исторической науки, сравнение событий, источников, обобщение статистических данных, анализ записей посредством цифровых технологий. Были озвучены научные методы познания истории посредством основополагающих методов историзма и гуманизма в историческом анализе.  

Доцент Мавлюда Батыралиевна Хасанова представила авторскую методику преподавания истории Узбекистана в филиале, основанную на различных подходах к конструированию лекционных и практических занятий, технологии критического мышления, где педагогом активно применяются кластеры, познавательные таблицы, инсерты, корзина идей, решение логических задач и др. Далее состоялась командная работа с аудиторией. Присутствующие приняли участие в интерактивных вопросах и ответах, познавательной викторине и решение тестовых заданий по заданной теме.

Приглашенные гости  – специалисты в области преподавания истории Узбекистана были едины во мнении, научить студентов правильно анализировать исторические события и процессы, уметь сопоставлять факты, иметь собственное мнение, проявлять активный интерес к реалиям жизни. Профессор Международной исламской академии Узбекистана Саидакбар Саидович Агзамхужаев поделился инновационными методами преподавания истории Узбекистана. Доцент исторического факультета Национального университета Узбекистана Татьяна Ивановна Дорошенко подчеркнула необходимость издания учебников новейшей истории страны, создание последовательной хронологии  исторических событий в период с 90-х годов до современного этапа развития. Особый интерес вызвало выступление заведующей лаборатории «Биоархеология» Национального центра археологии Академии наук Узбекистана Елены Анатольевны Гордеевой. Отмечена важность изучения исторических событий в археологическом ключе, с учетом найденных артефактов. Специалист  подробно остановилась на значении биоархеологии в интерпретации гуманистического, формационного и цивилизационного подходов к истории в целом и в частности к собственной истории.

Выступившие были едины во мнении о роли гуманитарных дисциплин в подготовке молодежи к практической жизни, принятии личностной позиции, гражданских взглядов. Было отмечено неоспоримое значение исторической памяти, как части национальных ценностей в формировании нравственного облика подрастающего поколения, его глубокой духовной составляющей.  

В заключение проведенного учебно-методического семинара прозвучали рекомендации и советы по обеспечению качества обучения, совершенствованию современных направлений в преподавании истории Узбекистана в вузах. Были обозначены перспективы дальнейшего взаимодействия и обмена опытом.      

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»