АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
21 мая 2021 года старшим преподавателем кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Филиала Шадмановым Турдибаем Рузибаевичем для педагогов и учащихся подшефного академического лицея был проведен семинар-тренинг на тему «Авторские технологии обучения». Проведение данного семинара-тренинг является актуальным применительно к довузовскому образованию и подготовки учащихся к поступлению в вузы страны по дисциплине «История Узбекистана».
Во вступительной части своего выступления Шадманов Т.Р. обозначил значение преподавания истории Узбекистана применительно к довузовскому образованию, а также подготовки учащихся к поступлению в вузы страны. Было отмечено, что в педагогических и дидактических исследованиях, посвященных разработке технологий обучения, в качестве центральной чаще всего обсуждается проблема уникальности, неповторимости и индивидуальности преподавания. В связи с этим особое внимание уделяется разработке технологий обучения.
Было подчеркнуто, что одним из главных требований к авторской технологии должна быть гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения и воспитания при их воспроизведении. Но следует помнить, что успешность любых нововведений обеспечивается режимом благоприятного индивидуального совершенствования деятельности педагога. Выступивший поделился своим опытом внедрения технологии обучения, авторским подходом к разработке дидактических материалов применительно к учебному процессу по «Истории Узбекистана». Вместе с тем, акцентировалось внимание на адаптировании собственного педагогического «почерка» к организации и проведению лекционный и практических занятий по данной дисциплине.
Шадманов Т.Р. поделился авторскими приемами и формами преподавания с учетом специфики обучения в техническом вузе, где важными выступают: изложение теоретического материала; использование интерактивной доски для объяснения основных категорий и терминов (схем, рисунков-символов, отдельных слов); письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение учебного материала; активная взаимопомощь, в особенности студенту, пропустившему занятия, привлечение к этому процессу тех, кто хорошо усвоил учебный материал; открытые мысли, когда студенты могут сделать небольшое сообщение, доклад, связанные с изучаемой темой; парный взаимоконтроль, где ответившие на занятии на «отлично», опрашивают своих сокурсников и пр.
В ходе обсуждения авторской технологии обучения, состоялась дискуссия об отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения», технология личностно-ориентированного и проблемного обучения. Были озвучены проблемы формирования авторской модели преподавания социально-гуманитарных дисциплин в академическом лицее.
Затем состоялась встреча с учащейся аудиторией. Шадманов Т.Р. акцентировал внимание на освоение исторических знаний для осознания современных реалий общественно-социальных отношений, формирования индивида, подготовки его к самостоятельной жизни, принятию им решений в определении будущей специальности и планирования своей судьбы.
Во время выступления Шадманов Т.Р. рассказал о современных научных исследованиях, посвященных изучению истории Узбекистана. Было отмечено, что в настоящее время активно развивается новейшая история Узбекистана, которая во многих национальных школах истории связывается с образованием независимого национального государства. Новейшая история Узбекистана, с одной стороны, является историей нового независимого национального государства - Республики Узбекистан. С другой стороны, как история суверенного государства, совпадает с новым этапом в развитии человечества. Появление на карте мира новых государств, процессы глобализации, геополитические тенденции и многое другое – важнейшие события определяющие специфику новейшей истории. В этой связи, новейшая история Узбекистана – неотъемлемая часть истории человечества, она тесно переплетена с глобальными событиями современности. Важность изучения новейшей истории определяется тем, подчеркнул Шадманов Т.Р., что она направлена на осмысление событий, непосредственно оказывающих влияние на современную жизнь. Кроме того, ней заложен прогностический потенциал, позволяющий увидеть тенденции, связанные с будущим.
Современные изыскания в области историографии, источниковедения и методов исторических исследований направлены на переосмысление истории Узбекистана на новом качественном уровне, с учетом накопленного историографического материала. В этом ряду можно назвать плодотворную деятельность Координационно-методического центра по вопросам истории и новейшей истории Узбекистана при Академии наук страны, призванного помочь историкам преодолеть старые подходы в оценке исторических фактов и событий национальной истории, излишнюю идеологизированность и политизацию исторических знаний, оставшихся в наследие от прошлых лет и сковавших творческую мысль исследователей.
По теме выступления учащиеся задали интересующие вопросы. Присутствующие поделились своими отзывами о методах и формах преподавания истории Узбекистан в стенах академического лицея.