Внимание, конкурс!
«Узбекский язык, один из древних и богатых языков мира, является для нашего народа символом национального самосознания и государственной независимости, огромной духовной ценностью. Тот, кто хочет ощутить всю красоту, очарование и богатство нашего языка, его огромные возможности, пусть послушает колыбельные наших матерей, древние дастаны и макомы, песни наших хафизов и бахши».
Ш.Мирзиёев
Уважаемые студенты!
В честь празднования 21 октября – Дня принятия Закона «О государственном языке», а также в рамках преподавания “Узбекского языка” в Филиале Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина в городе Ташкенте объявляются конкурс эссе на тему “Тил билган – эл билади” и конкурс выразительного чтения стихотворений и художественных произведений на государственном языке.
Просим всех желающих отправить свои эссе на тему “Тил билган – эл билади” до 5 октября на электронную почту esse@gubkin.uz.
Конкурс эссе состоится 8 октября на платформе Zoom в 10:00 ч.
Подключиться к конференции Zoom
Идентификатор конференции: 787 076 2425
Код доступа: Nik9hn
Праздник языка состоится 19 октября на платформе Zoom в 10:00 ч.
Требования к эссе.
Эссе на тему «Тил билган – эл билади» – прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Оно должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.
Целью написания эссе является творческое осмысление темы, выражение собственного мнения и суждения по поставленной проблеме, аргументирование своей позиции.
Задачи:
- Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.
- Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.
- Показать навыки ассоциативного и критического мышления.
- Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.
- Показать разнообразие словарного запаса.
Отличительные признаки эссе:
- прозаическое произведение;
- небольшой объем (3-5 стр., интервал 1,5 пт., Тimes New Roman – 14 пт.);
- субъективные впечатления и размышления автора;
- композиционная цельность;
- образность и цитирование.
Эссе отражает индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора по теме. Оно должно быть богато впечатлениями, написано непринужденным, эмоциональным языком, смешивая речевые и стилистические пласты.
Критерии оценивания эссе (максимальное количество баллов за конкурс – 50):
соответствие содержания эссе заявленной теме, полнота раскрытия темы – 0-10 баллов;
наличие в работе позиции автора, аргументированность выдвинутого тезиса работы - 0-15 баллов;
четкость и логичность изложения – 0-10 баллов;
эрудированность и информированность – 0-5 баллов;
обоснованность выводов – 0-5 баллов;
грамотное оформление – 0-5 баллов.
Требования к выразительному чтению стихотворений и художественных произведений на государственном языке.
Студенты выступают с выразительным чтением (наизусть) стихотворения или прозаического художественного текста (или его логически завершенного отрывка) на государственном языке.
Время выступления – 5-7 минут.
Выразительное чтение предполагает возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев. Чтец должен соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора, а также соблюдать интонацию вопроса, утверждения и придавать голосу нужные эмоциональные окраски. Необходимо использовать хорошую дикцию, ясное, четкое произношение звуков. Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходима достаточная громкость речи, темп.
Критерии оценивания выразительного чтения стихотворений и художественных произведений на государственном языке (максимальное количество баллов за конкурс – 50):
четкое и правильное произношение, знание текста, выразительность чтения - 0–10 баллов;
правильность расстановки логических ударений и пауз; соответствие выбранной исполнителем интонации и темпа чтения содержанию и форме стихотворения или художественного произведения - 0 – 5 баллов;
правильность фонетического, грамматического и лексического оформления чтения текста - 0–5 баллов;
степень соответствия выразительного чтения текста (прозаического или поэтического) специфике жанра и стилю произведения (лирическое стихотворение, рассказ, басня, патриотическая лирика и т.д.) - 0–5 баллов;
эмоционально-образная выразительность исполнения - адресат, позиция, поза, сопереживание, словесное действие; паузы - психологические, начальные, финальные; эффективное использование мимики, жестов, поз, движений - 0–5 баллов;
оригинальность и индивидуальность, идейно-художественное своеобразие выбранного художественного текста (прозаического или поэтического) - 0–5 баллов;
артистичность и сценическая культура чтения исполнителя - 0–5 баллов;
внешний вид исполнителя - подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения - 0–5 баллов;
соответствие манеры исполнения чтеца авторскому замыслу - 0–5 баллов.
Что нужно знать для успешной подготовки к выразительному чтению стихотворения и художественного произведения:
тематику произведения;
его проблематику;
пафос произведения – идейно–эмоциональное отношение писателя к изображенным характерам.
Художественная форма включает:
1) детали предметной изобразительности: портрет, пейзаж, бытовые подробности;
2) композиционные детали: авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды;
3) изобразительно-выразительные особенности авторской речи.
Победители конкурсов будут награждены почетными грамотами.